Аральское море — это место, где сконцентрированы ключевые экологические вызовы современности. Деградация почв, нехватка водных ресурсов, энергетические проблемы, продовольственная безопасность, текстильная промышленность и загрязнение воздуха — всё это делает регион своеобразной лабораторией будущего под открытым небом. Изучение этих взаимосвязанных проблем поможет найти решения для устойчивого развития будущих поколений. 

Аральская школа

Мы рады объявить о запуске Аральской школы — новой образовательной инициативы Фонда развития культуры и искусства Узбекистана, которая начнется в 2026 году. Программным директором проекта выступает Ян Боелен.

about

Климатический кризис кардинально меняет наши экосистемы и биорегионы, требуя пересмотра привычных подходов к взаимодействию с окружающей средой. На севере Узбекистана, в Каракалпакстане, некогда располагалось Аральское море — четвертое по величине соленое озеро мира на протяжении большей части XX века. За последние полвека водоем обмелел почти на 90% и засолился из-за нерациональных ирригационных систем, связанных с интенсивным выращиванием хлопка в промышленных масштабах. Экологическая катастрофа необратимо трансформировала весь биорегион, разрушив экосистему и серьезно повлияв на жизнь местных сообществ, их экономику, культуру и здоровье.

Аральская школа — это междисциплинарная программа для молодых профессионалов и недавних выпускников ВУЗов, созданная с учетом уникальной специфики региона Приаралья. Взяв этот контекст за основу, программа направлена на разработку инновационных и устойчивых решений для общего будущего. Школа объединяет международных и локальных участников из Узбекистана и Каракалпакстана для поиска новых подходов к культурному и экологическому восстановлению. 

Изучая традиционные знания, биокультурный контекст и экологические вызовы Каракалпакстана, программа развивает новые модели междисциплинарного обучения и сотрудничества.

Программа

Видение

About

О нас

Аральская школа объединяет студентов, местные сообщества и партнерские организации в рамках инновационного образовательного формата. Каждый учебный год строится вокруг центральной темы, которая определяет направление исследований и итоговые проекты потока. Ключевой принцип методологии — совместное обучение в реальном контексте: школа развивает партнерства с университетами и исследовательскими институтами, привлекает местных художников, дизайнеров и активистов, участвует в проектах экологического восстановления. Все результаты программы имеют прикладной характер и предлагают практические решения для будущего региона и глобальных вызовов.

Ежегодный поток студентов работает в Узбекистане с января по июль под руководством междисциплинарной команды наставников. Образовательная методология основана на четырех принципах: внимательном слушании, исследовании, установлении связей и экспериментировании. По завершении программы результаты презентуются как в Узбекистане, так и на международном уровне — в рамках участия в различных глобальных форумах.

Goals

Цели

Аральская школа призвана объединить новое поколение дизайнеров и практиков устойчивого развития, позиционируя Узбекистан как международный центр экологических инноваций. Опираясь на уникальный опыт региона Аральского моря, инициатива развивает регенеративные практики, внедряет новые образовательные модели и интегрирует знания местных сообществ, экспертов и партнеров.

Программа объединяет двадцать участников, формируя растущее глобальное сообщество специалистов в области устойчивого развития и экологического восстановления. Школа реализует международную программу мероприятий: от презентации на Milan Design Week 2026 до Aral Culture Summit в октябре 2026 года. Таким образом Аральская школа становится глобальной платформой для обмена передовым опытом в сфере экологической реставрации и устойчивого развития.

Mission

Миссия

Аральская школа стремится сделать накопленные знания доступными и прозрачными, делясь ими на различных платформах — как офлайн, так и онлайн, в разнообразных форматах, способствующих диалогу и взаимодействию. В этом постоянном обмене знаниями Школа подтверждает свою приверженность региону, в котором она основана, одновременно активно создавая и укрепляя международную сеть. После своего первого выпуска (2025–2026) Школа начинает функционировать как центр знаний и экспертной справки.

Pattern
Center

Основные

темы исследований

Две первые темы пилотной программы Аральской школы посвящены питанию и воде — взаимосвязанным вопросам, которые определяют способы производства и потребления пищи, влияют на качество жизни и глобальное биоразнообразие. Участники программы разрабатывают новые стратегии и проектируют системы, создавая прототипы альтернативных сценариев будущего, способных вдохновить и дать надежду. Эти темы служат основой для реализации комплексных экосистемных проектов, направленных на формирование нового биорегиона — от молекулярного до регионального масштаба.

Пищевая система Аральского региона 1

Пищевая система Аральского региона

Экологические изменения и разрушение природных систем требуют адаптации сельского хозяйства под новые условия. Какие устойчивые продовольственные системы можно создать в Каракалпакстане и более широком регионе Аральского моря? Участники программы исследуют и разрабатывают новые агроэкологические подходы для Нукуса и окружающих территорий, закладывая основы для продовольственной безопасности и развития региона.

Вода Аральского региона 2

Вода Аральского региона

В регионе, где водные ресурсы критически сократились из-за антропогенного воздействия, участники программы работают над возвращением воды в повседневную жизнь местных сообществ. Эта тема исследует новые возможности, партнерства и инструменты сотрудничества для восстановления и сохранения ценнейших водных ресурсов. Цель этого исследовательского трека — формирование будущего региона на основе новой водной этики и принципов биорегионального дизайна.

Результаты

программы

Дизайн-прототипы, созданные исследовательскими группами в рамках основных тематических направлений программы.

Медиа-публикация, документирующая образовательный процесс, ключевые исследовательские вопросы и разработанные решения, выйдет в 2026 году.

Первые результаты будут представлены международной креативной аудитории на Milan Design Week 2026 и Aral Culture Summit 2026. При необходимости могут быть организованы дополнительные культурные площадки для демонстрации прототипов.

Итоговые исследования и разработки будут представлены на выставке и в рамках публикации второго Aral Culture Summit в октябре 2026 года.

Кто может подать заявку

image

Междисциплинарная программа ориентирована на молодых специалистов из Узбекистана и других стран с образованием и опытом работы в различных областях: архитектура, урбанистика, экологические науки, биотехнологии, климатические исследования, кино, медиа, ремёсла, дизайн, компьютерные технологии, социальные и естественные науки.

Требования к кандидатам: диплом о высшем образовании (по любой специальности) и не менее 2–3 лет профессионального опыта. При отборе особое внимание уделяется способности кандидатов применить свою экспертизу к исследовательской повестке программы и её текущей теме.

1

Что получат участники программы?

  • Бесплатное обучение
  • Полное покрытие расходов на прототипирование, материалы, исследовательские поездки и проживание
  • Ежемесячная стипендия
  • Доступ к глобальному и локальному творческому сообществу единомышленников
  • Индивидуальные консультации с международными экспертами
  • Публикация результатов исследований в печатном издании
  • Участие в растущем сообществе выпускников Aral School с долгосрочными профессиональными связями
2

Требования к заявке

  • Высшее образование
  • 2–3 года профессионального опыта
  • Свободное владение английским языком
  • Высокая мотивация и способность к самоорганизации
3

Процесс отбора

Отбор проходит в два этапа: рассмотрение заявок и портфолио, затем творческое собеседование с отобранными кандидатами. На интервью участники представляют свои профессиональные интересы и мотивацию для участия в программе.

4

Необходимые документы

Необходимые документы для подачи заявки:

  • Резюме (CV) и творческое портфолио (PDF, максимум 10 страниц и 5 проектов) — портфолио должно включать примеры недавних проектов и/или исследований, демонстрирующих ваши навыки, опыт и заинтересованность в тематике Aral School. Ссылку на видеоматериалы необходимо встроить непосредственно в PDF-файл.
  • Копия диплома о высшем образовании
  • Мотивационное письмо (не более 600 слов) — объясните ваш интерес к программе и связь с вашей областью исследований или практической деятельностью.
  • Скан паспорта (страница с фотографией)

Внимание: рассматриваются только полные заявки, содержащие все указанные документы.

Команда

Гаянэ Умерова

Гаянэ Умерова

Руководитель проекта

Гаянэ Умерова посвятила себя развитию культурного сектора Узбекистана.

Руководитель Департамента креативной экономики и туризма Администрации Президента Республики Узбекистан и Председатель Фонда развития культуры и искусства Узбекистана (ACDF), Гаянэ Умерова стоит во главе формирования культурной инфраструктуры страны. Её усилия выводят искусство, художников и культурное наследие Узбекистана на мировую арену. В настоящее время она курирует реставрацию и развитие Центра современного искусства в Ташкенте, который станет новым культурным центром региона, и является комиссаром Бухарского биеннале (5 сентября – 20 ноября 2025 года). Она инициировала проведение первого Аральского культурного саммита (4–6 апреля 2025 года); руководит строительством нового Национального музея Узбекистана по проекту Тадао Андо и возглавляет подготовку к предстоящей 43-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая пройдет в Самарканде с 30 октября по 13 ноября 2025 года. С 2021 года она является комиссаром Павильона Узбекистана на Венецианской биеннале искусства и архитектуры, а также курирует участие страны в Expo 2025 в Осаке, наряду с другими значимыми проектами.

Стремясь укрепить авторитет Узбекистана на международной культурной арене, Умерова занимает пост председателя Национальной комиссии Узбекистана по делам ЮНЕСКО при Кабинете Министров и в апреле 2025 года была удостоена французского ордена Искусств и литературы. Её преданность общественной службе проявляется в усилиях по созданию возможностей для молодёжи в культурном секторе Узбекистана и в развитии культурной экономики, объединяющей сообщества и поколения.

Гаянэ Умерова

Ян Боэлен

Директор программы

Ян Боелен — куратор в области дизайна, архитектуры и современного искусства. Он является художественным директором Atelier LUMA — экспериментальной лаборатории дизайна в Арле, Франция. Боелен изучал промышленный дизайн в Генке и является основателем и бывшим художественным директором Z33 — Дома современного искусства в Хасселте, Бельгия. Он основал магистерскую программу «Социальный дизайн» в Академии дизайна в Эйндховене, где работал до 2020 года, а также был ректором Университета искусств и дизайна в Карлсруэ в 2019–2023 годах. В 2014 году он был куратором BIO50 — дизайн-бьеннале в Любляне (Словения). В 2018 году он курировал 4-е Стамбульское дизайн-бьеннале, а в 2012 году инициировал Манифесту 9 в Бельгии. Недавно, в 2021 году, Боелен был куратором Литовского павильона «Планета людей» на Венецианской архитектурной биеннале.
На протяжении многих лет он создаёт проекты и выставки, которые побуждают зрителей по-новому взглянуть на повседневные предметы.
Недавно Боелен редактировал книги: Social Matter, Social Design: For Good or Bad, all Design is Social (Valiz, 2020), Muller Van Severen: Dialogue (Walther Koenig, 2021) и Atelier Luma, Bioregional design practices (Luma, 2023). Его работы посвящены влиянию дизайна на повседневную жизнь и тому, как художественные практики могут формировать дисциплину.

Ксения Старикова-Поццоли

Ксения Старикова-Поццоли

Руководитель программы

Ксения — куратор по дизайну и креативный стратег, специализирующийся на циклических инновациях и регенеративном развитии пространств. Выпускница Лондонской школы экономики и Стэнфорда, она имеет более 15 лет опыта в сфере креативного лидерства и управления программами в разных брендах, секторах и организациях, ориентированных на социальное воздействие. По образованию журналист, со временем она сосредоточила своё мышление на пересечении науки, дизайна и новых технологий, возглавив одну из практик дизайна и инноваций WPP в Лондоне и Нью-Йорке. В дальнейшем её руководство легендарной платформой Design Hotels позволило больше сосредоточиться на темах сообщества, воздействия и устойчивости, а также привело к разработке первой концепции «Регенеративного создания мест» в сфере туризма, которая с тех пор широко применяется по всему миру. Руководствуясь интересом к устойчивым практикам в дизайне, Ксения сейчас управляет собственной студией, работая с проектами и организациями, направленными на климат и социальные изменения, занимаясь их контентом, программами и инициативами для сообществ. Она также является куратором крупнейшего в Великобритании фестиваля климатических технологий The Heat и сосредоточена на поддержке широкого круга передовых биодизайнерских инноваций в моде, дизайне и архитектуре.

Худоёрхон Абдужабборов

Худоёрхон Абдужабборов

Менеджер проектов

Худоёрхон Абдужабборов — менеджер проектов в Аральская школа, отвечающий за координацию партнёрств, выставок и локальных инициатив по всему Каракалпакстану. Он обладает обширным опытом международного культурного сотрудничества, руководил ключевыми инициативами Фонда развития искусства и культуры Узбекистана, включая выставку «Взгляд сквозь время: Наследие Худайбергена Деванова» в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и обновление постоянной экспозиции Государственного музея искусств имени И.В. Савицкого в Нукусе. Ранее он работал в дипломатических и культурных структурах в Посольстве Польши в Узбекистане и Фонде «Эл-Юрт Умиди». Он окончил Казанский федеральный университет по специальности «Международные отношения», а также является лауреатом международного фестиваля циркового искусства, имея сценический опыт в Узбекистане, Мексике и США.

Гульнара Джолдасбаева

Гульнара Джолдасбаева

Местный координатор

Гульнара Джолдасбаева — культурный продюсер, педагог и местный координатор Саммита культуры Арала в Каракалпакстане. Она курирует междисциплинарные события, соединяющие экологию, наследие и современное искусство. В рамках Школы она объединяет художников, учёных и представителей сообщества, чтобы осмыслить кризис Аральского моря через творческие форматы. В партнёрстве с ПРООН она также запустила платформу Bilim, предлагающую образовательные программы и языковое обучение для девушек из малопредставленных сообществ. Её опыт в экологическом образовании и локальном культурном взаимодействии делает её важным связующим звеном между художественным содержанием и региональной значимостью.

СирилЗаммит

Сирил

Заммит

Советник

Сирил Заммит — независимый советник и консультант по дизайну, посвятивший свою карьеру поддержке культурных и креативных инициатив на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

Свою профессиональную деятельность он начал в Institut Français в Праге, затем работал в Культурном отделе посольства Франции в Лондоне. Позже переехал в Швейцарию, где курировал международное спонсорство Montreux Jazz Festival, а затем занимал должности по культурному спонсорству в UBS и HSBC Private Bank.

В 2009 году Сирил переехал в ОАЭ, где сыграл ключевую роль в запуске Abu Dhabi Art, а затем основал Design Days Dubai и Dubai Design Week. Позже он работал советником в Dubai Culture & Arts Authority, а затем присоединился к Министерству иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ как эксперт по культурным вопросам в офисе публичной и культурной дипломатии.

С марта 2022 года он консультирует Фонд развития искусства и культуры Узбекистана. В 2023 году стал советником L’ÉCOLE Middle East в Дубае и был назначен дизайнерским консультантом Королевской комиссии по Аль-Уле. Сирил также является постоянным колумнистом по дизайну в Esquire Middle East.

Анастасия Синицына

Анастасия Синицына

Исследования & развитие

Анастасия Синицына — исследователь и культурный консультант, работающая на стыке экологических гуманитарных наук, дизайна и образования. В настоящее время она базируется в Венеции, Италия, где координирует международные выставки и культурные инициативы, включая национальные павильоны Испании (2023) и Узбекистана (2022–2025) на Венецианской биеннале. Её работа сосредоточена на экологической трансформации, устойчивом будущем и роли искусства и образования в переосмыслении культурных и физических ландшафтов.

Анастасия также руководит исследованиями и программированием для Aral Culture Summit, долгосрочной инициативы ACDF, направленной на поддержку биокультурного разнообразия и экологической регенерации в Каракалпакстане и широкой зоне Аральского моря.

Наставники & эксперт

Вода

Еда

Сагитжан Айтжанов

Сагитжан Айтжанов имеет обширный опыт в управлении сложными проектами с технической экспертизой в планировании программ, управлении, мониторинге и оценке, расширении возможностей сообществ, занятости и поддержке бизнеса. В течение последних 20 лет он участвовал в широком спектре процессов разработки, программирования и реализации программ ООН на национальном и международном уровне.

Сагитжан работал WASH-специалистом в офисе ЮНИСЕФ в Узбекистане, управляя несколькими совместными программами ООН в Каракалпакстане. Его работа была сосредоточена на улучшении доступа к безопасной питьевой воде в отдалённых сообществах, модернизации WASH-объектов в 25 школах и 36 медицинских учреждениях, а также пересмотре стандартов оборудования и программного обеспечения WASH (2021–2025).

Он также был менеджером проекта программы ПРООН «Содействие занятости молодежи в Узбекистане», занимаясь развитием занятости и предпринимательских навыков молодежи. Кроме того, он был руководителем команды по социальным услугам/мониторингу и оценке для нескольких совместных программ ООН в регионе Аральского моря (2013–2014; 2016–2019).

На международном уровне Сагитжан работал офицером по планированию, мониторингу и оценке в офисе Постоянного координатора ООН в Либерии, координируя деятельность 16 агентств ООН во время вспышки Эболы (2014–2016).

Елена Кан

Елена Кан — директор молодой НПО «KIVA Center», посвященной продвижению устойчивого развития через интеграцию науки, образования, исследований, производства и агробизнеса — одной из немногих организаций гражданского общества такого типа в регионе Аральского моря.

С образованием в области языков и экологии Елена накопила большой опыт в наращивании потенциала для эффективного использования земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве. Среди её текущих проектов — продвижение эффективного производства и экспорта альтернативных, мало ресурсозатратных масличных культур среди фермеров и агропредпринимателей. Елена также сотрудничает с охраняемыми территориями для развития их образовательных программ и возможностей эко-туризма через неформальное обучение охране природных ресурсов и поощрение гражданской активности для защиты окружающей среды. Она стремится вносить положительные изменения как в городских, так и в сельских районах, способствуя сохранению природы и устойчивости местных экосистем и сообществ через образование и сотрудничество.

Ева Пфаннес

Ева Пфаннес — увлечённый практик и частый основной докладчик, работающий в сложных и быстро развивающихся средах с государственными и культурными клиентами, сосредоточенный на пользе для общества и окружающей среды. Она соосновала OOZE architects; урбанистов вместе с партнёром Сильвеном Хартенбергом в Роттердаме. «OOZE продвигает культуру инноваций, инклюзии и интеграции: радикальные системные мыслители и исполнители, страстные соавторы, никого не оставляющие позади, и дизайнеры-катализаторы, способствующие инновационным вмешательствам для реальных изменений — от самой маленькой общины до мира» (Хенк Овинк, 2025).

Ева специализируется на городских стратегиях, «сине-зелёной» инфраструктуре и концептуальных разработках с возможностью финансирования, которые смягчают и адаптируют воздействие изменения климата с использованием природных и культурных решений.

В рамках программы Dutch Water as Leverage она руководит альянсом CITY OF 1000 TANKS в Ченнаи, разрабатывая модель водного баланса по всему городу для максимально инклюзивного, эффективного и экономичного использования воды на местном уровне. Городская циркуляционная система Água Carioca для Бразилии получила премию Holcim за устойчивое развитие. В качестве кураторов и ведущего дизайнера Международной архитектурной биеннале в Роттердаме (IABR) Ева и её команда разработали модель перехода на новую энергетику на уровне кварталов, приоритет отдавая общественной собственности, многоуровневым преимуществам и практическим рамкам внедрения.

Мишель Скельсгаард

Мишель Скельсгаард — датский экономический географ, советник по политике и менеджер проектов с сильным акцентом на устойчивые агропродовольственные системы и агроэкологические трансформации. Она имеет степень магистра географии с специализацией в области социально-экономических преобразований и обладает обширным опытом работы в гражданском обществе, исследованиях и практической деятельности.

В настоящее время она работает советником по продовольственной политике в датской экологической НПО Rådet for Grøn Omstilling (Green Transition Denmark), где разрабатывает и руководит проектами на стыке политики, устойчивого развития и сельского хозяйства, включая экологическую экономику, суверенитет семян и местные инновации в продовольственных и сельскохозяйственных системах.

Её профессиональный опыт охватывает исследовательские, консультативные и редакционные роли в разных странах и контекстах. Она соосновала междисциплинарные платформы (например, The Preserve Journal, KOMPOST Studio), все посвящены изучению и продвижению устойчивой продовольственной культуры, локальных знаний и трансформационного сторителлинга. Она активно участвует в региональных инновационных сетях и форматах совместного обучения, особенно интересуясь восстановлением и оживлением сельских ландшафтов, практик и сообществ.

faq

Плата за обучение отсутствует. Образование в Аральской школе бесплатное. Все студенты получают ежемесячную стипендию.

После окончания программы вы получите Сертификат участника, подписанный и заверенный Фондом развития искусства и культуры Узбекистана.

Аральская школа — междисциплинарная программа, открытая для специалистов из самых разных областей. Опыт в дизайне и экологии не является обязательным требованием — мы ценим разнообразие профессионального опыта и готовы рассмотреть кандидатов с любой экспертизой, которая может внести вклад в исследовательские цели программы.

Для участников, приезжающих из-за пределов Нукуса, Школа предоставляет общее жильё.

Аральская школа предоставляет ежемесячную стипендию, покрывающую основные расходы на повседневную жизнь в Нукусе. Все программные расходы — материалы, поездки, проживание — берет на себя Школа.

Рабочий язык программы — английский. Все семинары, проекты и взаимодействие с участниками проходят на английском языке, поэтому свободное владение необходимо. Программа проводится в интенсивном режиме с участием международных экспертов, что требует ежедневного общения на английском и активного участия в еженедельных творческих дискуссиях.

Да, участие в программе предполагает, что вы будете жить в Узбекистане все время прохождения программы. Онлайн-участие невозможно — вся работа строится на том, чтобы участники погрузились в местный контекст, познакомились с людьми, исследовали территорию и создавали проекты прямо здесь, в Нукусе и его окрестностях.

Да, программа проходит в формате полной занятости. Занятия и мастер-классы проходят ежедневно с понедельника по пятницу в обычные рабочие часы. В зависимости от недели в программу могут входить дополнительные культурные и социальные мероприятия.

Мы настоятельно не рекомендуем совмещать обучение в Аральской школе с другими учебными или рабочими обязанностями.

Следите за новостями Аральской школы в Instagram или подпишитесь на нашу рассылку — там мы регулярно делимся обновлениями о программе.

О ACDF

Аральская школа — это инициатива Фонда развития культуры и искусства Узбекистана (ACDF). 

Фонд развития искусства и культуры Узбекистана сохраняет, продвигает и развивает культурное наследие и искусство Узбекистана. Занимая лидирующие позиции в культурном развитии страны, Фонд формирует культурную экосистему, стимулирует креативную экономику и создает возможности для практиков на местном, региональном и международном уровнях. Организация убеждена, что культура и наследие играют ключевую роль в формировании общества, объединении сообществ и развитии межкультурного диалога.

Фонд успешно провел четвертую сессию Всемирной конференции по креативной экономике (24–26 октября 2024 года, Ташкент) и первый Aral Culture Summit (4–6 апреля 2025 года, Нукус, Каракалпакстан). В настоящее время организация курирует участие Узбекистана в Expo 2025 Osaka (апрель – октябрь 2025), возрождение Центра современного искусства в Ташкенте, строительство нового Национального музея Узбекистана по проекту Тадао Андо и реставрацию Дворца Великого князя Романова.

Фонд реализует проект «Tashkent Modernism XX/XXI», направленный на документирование и сохранение модернистской архитектуры города. Результатом стали две публикации в сотрудничестве с Rizzoli New York (ноябрь 2024) и Lars Müller Publishers (май 2025). В Бухаре организация запускает первую Bukhara Biennial в сентябре 2025 года, а в Самарканде примет 43-ю сессию Генеральной конференции ЮНЕСКО (30 октября – 13 ноября 2025).

Фонд достиг аудитории более 3,5 миллиона посетителей через выставочные проекты в 77 странах — от Лувра и Института арабского мира в Париже до галереи Уффици во Флоренции, Британского музея в Лондоне и Дворцового музея в Пекине. Благодаря проектам в Европе, Азии и регионе Персидского залива и партнерству с более чем 40 международными музеями организация представляет узбекскую культуру на ведущих мировых площадках.

image